Тузов Алексей

Алексей Тузов

Независимый эксперт транспортной отрасли

специально для ГАРАНТ.РУ

Широкое распространение дронов приводит к объективной необходимости установления жестких правил их эксплуатации. Их использование в России регулируется Воздушным кодексом. В соответствии с добавленным в ст. 33 Воздушного кодекса РФ п. 3.2 все беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 кг подлежат обязательной регистрации в качестве воздушного судна, которая осуществляется ФГУП “ЗащитаИнфоТранс”. Процедура регистрации схожа с постановкой на учет автотранспортного средства: дрону присваивается номер и специальная радиометка с техническими характеристиками устройства и фамилией владельца – “внешнего пилота”. Последнему необходимо получить разрешение в городском Департаменте региональной безопасности и противодействия коррупции. Сведения о беспилотных воздушных суднах, зарегистрированных на территории РФ, хранятся в реестре Росавиации.

Законодательное регулирование беспилотных авиационных систем обусловлено тем, что дрон потенциально является источником повышенной опасности: может стать причиной аварий и травм гражданского населения. Кроме того, на практике были прецеденты, когда владельцы дронов перемещали посредством беспилотников запрещенные предметы и вещества. Именно поэтому Минтрас России планирует ужесточить ответственность: штрафные санкции за запуск незарегистрированного дрона для гражданского населения могут вырасти с 2-5 тыс. руб. до 20-50 тыс. руб., а для должностных лиц – с 25-30 тыс. руб. до 100-150 тыс. руб. На данный момент проект изменений ст. 11.4-11.5 КоАП проходит внутриведомственное согласование. В случае если у граждан нет права на использование воздушного судна, штраф для физлиц могут повысить с 2-2,5 тыс. до 30-50 тыс. руб. Подобные меры должны способствовать снижению количества нарушений и повысить уровень безопасности воздушного пространства России.

Для того чтобы вывезти беспилотник за пределы РФ, например, для осуществления фото- и видеосъемок в отпуске, а затем ввезти его обратно, при прохождении таможенного контроля необходимо иметь при себе техническую документацию: паспорт на изделие, инструкцию по использованию беспилотника. Важно изучить и местное законодательство: некоторые страны запрещают ввоз на свою территорию и использование дронов, купленных в других странах. Либо могут потребовать пройти обучение, получить лицензию, заплатить сбор и т.п. Правила использования беспилотников постоянно меняются, поэтому лучше уточнять информацию непосредственно перед отъездом (например, на форумах и т.п.).

ФСТЭК России письмом от 11 июля 2016 г. № 240/56/3303 пояснил, что квадрокоптеры относятся к беспилотным летательным аппаратам, поименованные в Списке товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (далее – Список, утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 1661). В случае если характеристики беспилотного летательного аппарата хуже характеристик согласно п. 9.1.12.1 раздела 1 Списка и дрон не оснащен любым видеотранслирующим оборудованием и навигационными приборами, определенными в категории 7 раздела 1 Списка, то таможенные органы не потребуют предоставить идентификационное заключение ФСТЭК России или иной организации, уполномоченной на проведение экспертизы в целях экспортного контроля. Ввоз прочих беспилотных летательных аппаратов на территорию Российской Федерации должен осуществляться по лицензиям ФСТЭК России. Что касается транспортировки дронов, то правила международных авиаперевозок не запрещают брать подобные устройства на борт воздушного судна. Таким образом, владелец беспилотника сам выбирает способ транспортировки: в багаже или в ручной клади.

http://www.garant.ru/ia/opinion/author/tuzov/1195448/

Поделиться