Гизятов Раиль

Раиль Гизятов

Ведущий юрист Европейской Юридической Службы

специально для ГАРАНТ.РУ

С 4 мая 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон о техосмотре). По новым правилам теперь региональные органы власти наделяются правом контролировать соблюдение установленного законом размера платы за выдачу дубликата карты (п. 4 ст. 9 Закона о техосмотре), а оператор техосмотра будет обязан вместо отказа в выдаче карты при несоответствии автомобиля хотя бы одному из установленных требований отражать в карте это несоответствие и давать заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства (п. 2 ст. 14 Закона о техосмотре).

Учитывая вышеуказанные изменения, возникает логичный вопрос: как нововведения повлияют на конечного потребителя? Повысится ли плата за прохождение технического осмотра и т.п.?

На мой взгляд, данные изменения, безусловно, должны повлиять на стоимость услуг по проведению технического осмотра транспортных средств, поскольку регулирование вопроса о ценообразовании на выдачу дубликатов передали органам власти субъектов РФ. Вопрос о выдаче в первую очередь касается дубликатов, но предполагая, что из-за этого данные цены будут значительно ниже, СТО заранее может предусмотреть понесенные затраты на выдачу дубликатов и включить их в стоимость первоначальных услуг (диагностических карт). Тем самым, возможно повышение цен на оказываемые услуги станциями техосмотра.

Сегодня предельная стоимость проведения техосмотра устанавливается согласно методике, утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам от 18 октября 2011 г. № 642-а, и определяется региональными властями для каждого субъекта России. Так, например, в Ульяновской области максимальная стоимость прохождения техосмотра легкового автомобиля составляет 390 руб., в Москве – 720 руб. Часто для того, чтобы привлечь большее число клиентов, СТО закрепляют стоимость ниже предельного размера, что позволяет поддерживать конкуренцию на рынке оказываемых услуг. Напомню, что граждане и юридические лица вправе обратиться к любому аккредитованному СТО независимо от места регистрации транспортного средства (ч. 1 ст. 17 Закона о техосмотре).

Еще одно изменение: понуждение оператора отражать несоответствие хотя бы одному из установленных требований в диагностической карте и выдавать ее с соответствующей отметкой. Ранее, например, мастера СТО могли лишь устно указать на проблемы с автомобилем. Это, действительно, является плюсом при прохождении техосмотра, поскольку при повторном техосмотре и для водителя, и для сотрудника СТО не будет расхождений. Пропадает необходимость сотрудников СТО заново придумывать причину для отказа в прохождении техосмотра, что, несомненно, должно положительно повлиять для уменьшения коррупционной направленности со стороны должностных лиц сотрудников СТО.

На данный момент все прекрасно понимают, что в ряде случаев водитель проходит техосмотр формально, хотя на безопасность дорожного движения в первую очередь влияет именно он. Поэтому увеличение подобного рода “рычагов воздействия” и повышение ценообразования на рынке данных услуг может способствовать увеличению их качества, уходу от формализма и повышению контроля состояния транспортных средств граждан и организаций.

Вышеуказанные изменения в законодательстве непосредственно затрагивают вопрос о необходимости прийти к ранее существовавшим “государственным СТО”. Будет ли это эффективным? На самом деле нельзя однозначно ответить на данный вопрос, поскольку существуют разные аспекты. Так, есть положительные моменты при государственном регулировании, когда ценообразование будет напрямую устанавливаться государством, что впоследствии может создать монополию на подобного рода услуги. С другой стороны, наличие коммерческих организаций, тем более их достаточное количество, позволяет поддерживать здоровую конкуренцию на рынке, что ограничивает повышение цен на данные услуги. Поэтому можно сделать вывод, что вступающие изменения в Закон о техосмотре будут играть положительную роль на рынке данных услуг.

http://www.garant.ru/ia/opinion/author/gizyatov/1194996/

Поделиться